Ребенка можно сравнить с ракетой на старте -если все параметры соблюдены, то ее полет будет успешным; если во время запуска возникнут ка­кие-то отклонения, это приведет к изменению тра­ектории полета, а в худшем случае она может раз­рушиться.

Что считать стартом для человека? чаще всего принято считать рождение, хотя правильно рас­сматривать начало жизни с первых дней внутриут­робной жизни. Все, что случается с малышом еще во внутриутробном периоде, влияет на весь ход жизни. Самый большой стресс в жизни каждого человека — рождение. Помимо эмоциональных и духовных переживаний, рождение — самое травма­тичное событие, в прямом смысле. Ребенок очень часто получает травмы черепа, позвоночника, при­водящие к повреждению оболочек мозга (головно­го и спинного), травмируется система позвоноч­ных артерий, по которой получает кровь ствол и другие отделы мозга. В результате хронической ишемии (кислородного голодания) расстраиваются структуры головного мозга. К сожалению, очень часто нелегко выявить эти изменения сразу после рождения, и причиной многих нарушений и забо­леваний, возникающих в разном возрасте у детей, иногда и у взрослых, является повреждение во время рождения. Вспомните Сент-Экзюпери — все мы родом из детства.
Все, что случается с малышом еще в утробе ма­тери, а затем и сам старт, т.е. роды, повлияют на весь ход его жизни. Она может стать прекрасной и безоблачной в плане здоровья, а может превра­титься в постоянную борьбу с недугом.
Результаты исследования показали, что абсо­лютно здоровых детей только 10% (данные евро­пейской диспансеризации детей), 10% — рождены с явной патологией. 80% — травматизация матери и ребенка, произошедшая в момент родов, приводит к нарушениям, которые не видны, но могут ска­заться на всей дальнейшей жизни ребенка.
В медицинской литературе проблема родового травматизма   дебатируется   несколько   последних десятилетий. Однако, в стороне от дискуссии, ли­шенные какой-либо информации, остаются самые заинтересованные’лица- родители.
Заторможенность или неуправляемость, пере­пады настроения, нарушения сна, неуспеваемость, снижение памяти, нарушение речи, зрения, слуха, различные нарушения осанки (плоскостопие, косо­лапость, дисплазии тазобедренных суставов, ско­лиозы), энурез, аллерго-дерматозы, снижение им­мунитета, дискинезии желудочно-кишечного трак­та связаны с повреждениями во время рождения. Это микротравмы черепа, блоки шейного отдела позвоночника, перекос костей таза и др.
Эти нарушения можно устранить, если в первые дни или месяцы жизни ребенок пройдет диагно­стику и лечение у мануального терапевта. Ману­альная шутка гласит: «То, что можно сделать сразу после рождения за три минуты, через день можно сделать за три недели, а через месяц — не сделаешь за три года». Поэтому любого, даже абсолютно здорового на первый взгляд ребенка надо обяза­тельно показать мануальному терапевту не позже, чем на втором месяце жизни. В оптимальном вари­анте ребенок должен попадать на лечение к ману­альному терапевту уже 15-ти часов отроду. Поэто­му родители, которые привели ребенка 14 лет, уже во многом опоздали.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ НОВОРОЖДЕННОГО?

1.   Асимметрия тела (кривошея, косолапость, пе­рекос таза, асимметрия головы).
2.   Нарушение мышечного тонуса — очень вялый или, наоборот, повышенный (сжаты кулачки, трудно разогнуть ручки и ножки).
3.   Нарушение   движения   конечностями   —   одна ручка или ножка менее активны.
4.   Дрожание подбородка, ручек, ножек при плаче или без него.
5.   Ребенок плохо сосет грудь, часто поперхивается, срыгивает.
6.   Нарушение сна — ребенок плохо засыпает, час­то просыпается, вскрикивает, плачет во сне.
7.   Плохая опора на ножки, слабость ручек.
Здоровый ребенок должен быть симметричным, активно двигаться, к 2 месяцам хорошо удержи­вать голову, к 4 месяцам самостоятельно перево­рачиваться со спинки на живот, к 6-8 месяцам -садиться, к году — ходить. Ребенок с 2 до 4 месяцев гулит, с 6 до 8 месяцев произносит отдельные сло­ги, к году говорит 8-10 слов (ма-ма, па-па, ба-ба, кис-кис и т.д.). К 2 годам ребенок пользуется фра­зовой речью, причем предложения достаточно сложные.Если идет даже незначительное запаздывание, надо бить тревогу. Надо обращать внимание на мелочи, которые, на самом деле, могут свидетель­ствовать о серьезных нарушениях. Например, ре­бенок не любит играть с игрушками; ребенку в 2-2,5 года вы читаете книжку, а он не проявляет к этому никакого интереса. В школьном возрасте следует консультировать детей у мануального терапевта при любых нару­шениях осанки, головных болях, трудностях обу­чения (плохо усваивает программу или даже про­сто не желает учиться). Двоечников нужно лечить, а не наказывать. Прежде, чем нанять репетитора, отвести ребенка в спортивную секцию и даже вы­брать ясли, садик, школу — посетите опытного спе­циалиста. Мы не сможем уберечь ребенка от сложностей жизни, даже если будем всячески стараться огра­дить его от них. Наша задача — подготовить его к жизни, дать ему здоровье, постараться вырастить его гармоничным человеком. Мануальный тера­певт тюможет гармонично сформировать осанку ребенка, психо-эмоционалыное развитие, адапти­ровать к школе и стрессовым ситуациям в буду­щем.
ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА

Отягощенный акушерский анамнез: патология беременности акушерские пособия, стимуляция в родах ягодичное предлежание плода стремительные роды затяжные роды кесарево сечение обвитие пуповиной кефалогематома многоплодная беременность Клинические проявления различных син­дромов перинатальной энцефалопатии: срыгивания беспокойство, возбудимость задержка двигательного развития нарушения мышечного тонуса запоры и другие нарушения перистальтики кишечникаНарушения периферической нервной сис­темы и опорно-двигательного аппарата: кривошея; дисплазия; косолапость и другая неправильность ус­тановки стоп; асимметрия костей черепа, лица; асимметрия складок на ножках; Профилактика осложнений   после приви­вок.