Все, что случается с малышом еще во внутриутробном периоде, влияет на весь ход жизни. Самый большой стресс в жизни каждого человека – рождение. Помимо эмоциональных и духовных переживаний, рождение – самое травматичное событие, в прямом смысле. Ребенок может получить травмы черепа, позвоночника, приводящие к повреждению оболочек мозга (головного и спинного), травмируется система позвоночных артерий, по которой получает кровь ствол и другие отделы мозга. В результате хронической ишемии (кислородного голодания) расстраиваются структуры головного мозга. К сожалению, нелегко выявить эти изменения сразу после рождения, и причиной многих нарушений и заболеваний, возникающих в разном возрасте у детей, иногда и у взрослых, является повреждение во время рождения.
Заторможенность или неуправляемость, перепады настроения, нарушения сна, неуспеваемость, снижение памяти, нарушение речи, зрения, слуха, различные нарушения осанки (плоскостопие, косолапость, дисплазии тазобедренных суставов, сколиозы), энурез, аллерго-дерматозы, снижение иммунитета, дискинезии желудочно-кишечного тракта связаны с повреждениями во время рождения. Это микротравмы черепа, блоки шейного отдела позвоночника, перекос костей таза и др.
ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ НОВОРОЖДЕННОГО?
- Асимметрия тела (кривошея, косолапость, перекос таза, асимметрия головы).
- Нарушение мышечного тонуса – очень вялый или, наоборот, повышенный (сжаты кулачки, трудно разогнуть ручки и ножки).
- Нарушение движения конечностями — одна ручка или ножка менее активны.
- Дрожание подбородка, ручек, ножек при плаче или без него.
- Ребенок плохо сосет грудь, часто поперхивается, срыгивает.
- Нарушение сна – ребенок плохо засыпает, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне.
- Плохая опора на ножки, слабость ручек.
Здоровый ребенок должен быть симметричным, активно двигаться, к 2 месяцам хорошо удерживать голову, к 4 месяцам самостоятельно переворачиваться со спинки на живот, к 6-8 месяцам -садиться, к году – ходить. Ребенок с 2 до 4 месяцев гулит, с 6 до 8 месяцев произносит отдельные слоги, к году говорит 8-10 слов (ма-ма, па-па, ба-ба, кис-кис и т.д.). К 2 годам ребенок пользуется фразовой речью, причем предложения достаточно сложные.Если идет даже незначительное запаздывание, надо бить тревогу. Необходимо обратиться на консультацию к ортопеду и неврологу.